Версия для слабовидящих

«Детский сад № 395»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 395» г.Перми

Консультацию подготовила учитель – логопед высшей категории

Путина Ольга Леонидовна

С появлением ТВ, интернета, аудиокниг, обычная книга стала стремительно терять свои позиции и перестала быть единственным источником знаний. Казалось бы, можно и вовсе теперь обойтись без книг. Но разве дело только в знаниях? Важен сам процесс, когда взрослые откладывают свои дела-заботы, садятся рядом с малышом, читают, объясняют, показывают картинки… 
Ребенок слушает родной спокойный голос, рисует в воображении сцены из книги. Он может задавать вопросы и делиться впечатлениями… В это момент важно только то, что вы вместе и вам интересно. 

Это настоящее, качественное и душевное общение между родителем и ребенком. Совсем не то “общение”, когда мы машинально говорим дежурные фразы (про чистые руки, разбросанные игрушки и прочее-прочее). А такое вдумчивое общение. 

Трудно переоценить, насколько важны подобные моменты для ребенка. И как просто их создавать.
Частые отговорки взрослых – “мой ребёнок не любит книжки, ему не интересно, он не сидит… ” Допускаю, что малышу может быть неинтересна какая-то книга. Но мне сложно поверить, что ребёнок отказывается от подобного рода совместного досуга с родным человеком. Потому что это говорит об отсутствии здорового чувства привязанности.
Современным родителям удобнее посадить ребенка перед экраном, чтобы не мешал. Сами в это время они посидят в соцсетях или на мамских форумах, развивающих сайтах, в поисках полезностей малыша. А всего-то нужно – сесть рядом почитать книжку.

Прочитайте её так, чтобы вам самим было интересно, даже если это “Колобок” и вы читаете его в сотый раз. Эмоции заразительны. Если вам скучно, конечно, и ребёнку не захочется сидеть рядом. 

А еще вы замечали, что чтение книги перед сном – очень хорошо успокаивает ребенка, настраивает на отдых. В то время, как просмотр мультфильмов, наоборот, возбуждает. Книжка перед сном – хороший ритуал.

Кроме того, чтение книг: развивает фантазию и образное мышление
                                             тренирует способность восприятия информации на слух,
                                            формирует вкус,
                                             развивает речь.

В хороших книгах текст грамотный, красочный, ладный. В обычной жизни наша речь довольно проста. А со станиц книг слетают “вкусные” предложения, которые ласкают слух и создают сказку.

Подарите ребенку истинную радость общения – почитайте ему книгу! 

Консультацию для родителей детей младшего и среднего возраста подготовила учитель – логопед высшей квалификационной категории  Бугрова Елена Геннадьевна

Очень часто дети, плохо говорящие для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

Не забывайте развивать и мелкую моторику — то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Каким бы утомительным вам это ни казалось, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеваться куклам и даже родителям.

По мере того как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

В детском возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте ребенка наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.

Наверное, каждая мама знает, когда у ребенка должны вырасти зубки, когда малыш должен сидеть, а когда сделать первые шаги. А вот когда он должен правильно произносить звуки, к сожалению, задумываются не все и часто спохватываются лишь перед тем, как приходит время оформлять ребенка в школу или в детский сад в лучшем случае.

У детей в возрасте до трех лет существует возрастное косноязычие, когда они неточно воспроизводят звуки. Конечно, родители понимают речь любимого чада с самого младенчества, но крайне важно, чтобы в определенном возрасте произносились определенные звуки:

  • 1-2 года – звуки: А, У, О, И, П, Б, М • 2,5 года – звуки: Г, К, X, Й, Ы, Г, К, X • З года – звуки: Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц • 4 года – звуки: Ж, Ш, Ч, Щ • 5 лет – звуки: Л, Р

Если это не происходит до пяти лет, проблему решить гораздо сложнее и вмешательства специалиста не избежать.

Среди основных нарушений речи выделяют:

– дислалия – нарушение произношения отдельных звуков (картавый «р», замена «р» на «л» или «ш» на «с»; тогда и получается вместо «рыба» – «лыба», вместо «шишки» – «сыски» и т. п.); – фонетико-фонематические нарушения – когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка; – общее недоразвитие речи – когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика; – бедный словарный запас; – отсутствие связкой речи; – заикание.

Основные рекомендации родителям:

♦ Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.

♦ Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова в роде, числе, падеже, правильно ли использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть аграмматизмов.

♦ Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос – обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.

♦ Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала. ♦ Если вы хотите, чтобы ребенок занялся изучением второго или третьего иностранного языка, обязательно посоветуйтесь с логопедом и невропатологом. Узнайте, способна ли нервная система вашего ребенка воспринимать такую нагрузку. Начинать изучение первого иностранного языка рекомендуется не раньше 4-х лет.

Помните, что любые нарушения в произношении звуков,

не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи, исправлять которые бывает очень трудно.

И главное: родители, не забывайте, что ваша речь – образец для подражания.

Учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить. Не заглядывая в отдаленное будущее, попробуйте оценить сегодняшнее состояние речи своего малыша.

Ребенку нужно умело и вовремя помочь.

Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связанная речь – заслуги прежде всего семейного воспитания. И, напротив, недостаточное внимание к речи ребенка нередко становится главной причиной речевых нарушений.

Устранить такие дефекты, сформировать и закрепить правильную артикуляцию звуков вашему ребенку помогут и учитель-логопед, и педагоги-воспитатели дошкольных учреждений. И все таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи вы должны взять на себя.

От вас же, любящие родители, потребуется “совсем немного – набраться терпения, заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу. При этом нельзя забывать элементарные принципы обучения:

  • Ребенок должен учиться, играя.
  • Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приемов обучения.
  • Обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом, сам произносит звуки правильно.

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕ НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО?

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произнесении звука язык занимает определённое место. произнесите, например, звук «Ш» несколько раз подряд, почувствуйте, как язык «прижимается» к нёбу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук «Ш» начал звучать по-другому – это не его место. Попробуйте ещё раз произнести «Ш-Ш-Ш», опустив кончик языка за нижние зубы. Получится звук «С-С-С». Малейшее отклонение от правильного положения, и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребёнок ведёт поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает много замен одних звуков на другие (сяпка – шапка, заба – жаба, вапа – лапа и т.д.) По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичней, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильные положения и ошибок становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, ребёнок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой и напряжённой, механизм автоматизма движения закрепляет неверные положения. Поэтому ребёнок и в пять и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.

ПОЧЕМУ ЯЗЫК БЫВАЕТ НЕДОСТАТОЧНО ПОДВИЖНЫМ?

Причины этого явления можно условно разделить на видимые:

  • Различные врождённые или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ, деформация зубов.
  • Неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выдаётся вперёд.
  • Короткая уздечка языка (подъязычная связка). В норме её длина составляет 1,5 см. если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор (а он оказывается на коротком «поводке»). Но не спешите её подрезать! Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений она прекрасно растягивается.
  • Невидимые – как и все невидимое, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие, и он начинает говорить только после 2 – 3 лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточно чистому произношению. Невидимые причины – это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжёлые роды. Частые болезни ребёнка в раннем периоде (до 2,5 – 3 лет), инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефектное произношение).

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ?

Необходима систематическая артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щёк, уздечки. Но прежде следует уточнить, какие именно звуки неправильно произносит ваш ребёнок.

Представьте себе, что звуки живут в двухэтажном домике. Одни звуки живут на первом этаже – это значит, что язык при их произношении находится за нижними зубами, а другие на втором этаже – язык находится за верхними зубами.

Звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» живут на втором этаже и среди них самый главный звук «Ш». Это семейство шипящих звуков.  Если ребёнок не умеет правильно говорить звук «Ш», то и остальные звуки этой группы также будут нечёткими. Ваш ребёнок плохо говорит эти звуки – это значит, что язык вяло удерживается за верхними зубами и не достиг хорошей подвижности верхних движений.

На нижнем этаже живут звуки «С», «СЬ», «З», «ЗЬ»,  «Ц». Это семейство свистящих звуков. Глава семьи у них звук «С». Значит, если ребёнок нечисто произносит этот звук, то страдают и другие.

Специально подобранные артикуляционные упражнения помогут вам преодолеть эти проблемы.

Желаем Вам успехов!

Учитель – логопед : Бузмакова А.Ф.

Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте»
старший дошкольный возраст

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:

·  Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).

·         Выделение ее элементов.

·         Прослушивание стихотворения о букве.

·         Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.

·         Раскрашивание буквы.

·         Лепка буквы из пластилина, солёного теста.

·         Выкладывание из палочек, крупы.

·         Прорисовывание буквы на листке по образцу.

·         Печатание буквы.

·         Чтение слогов с изучаемой буквой.

Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем. При назывании буквы детям дошкольного возраста рекомендуется называть букву – звуком, а не алфавитным названием (не «эм», а «М»).

Игры с буквами

Мозаика

Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

Дирижер

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок

попробует сделать это самостоятельно.

Архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Узнай букву

 Узнавание и обводка букв, написанных точками.

Что неправильно

Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

Прятки

 Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

Путаница

Узнавание букв, написанных с наложением.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение – это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Буква – это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше – ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при произнесении, встречает  преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего возраста.

Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

Услышишь – хлопни

 Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель

 Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из  них (начало, середина или конец слова).

Нужное слово

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Зоркий глаз

 Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

сложи звук

Сложи слово

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] – ма; [н][о][с] – нос.

МАДОУ «Детский сад № 395» ​​ г. Перми

Учитель – логопед ​​ средней группы компенсирующей направленности  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Хамзина И. В.

 

Практикум для родителей

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

 

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведен­ные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в сво­ем развитии от нормы и характеризуется недостаточ­ной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не от­личается у этих детей от нормы. Затруднения наблю­даются при усложнении заданий (узнавание предме­тов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ пред­мета в усложненных условиях с определенными труд­ностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличи­вается при уменьшении количества информативных признаков предметов.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основ­ном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности уста­навливать пространственные отношения между явлени­ями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранны­ми. Но в экспрессивной речи дети часто не находят язы­ковых средств для выражения этих отношений.

 

 

 

Игры для сенсорного развития детей — Как игра влияет на сенсорное развитие ребёнка

Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры. Чтобы ребёнок быстрее научился различать те или иные признаки предмета (явления), родители должны рассказывать о них в процессе игры. Наилучшим вариантом для сенсорного развития детей дошкольного возраста является детское творчество. Лепка из пластилина, рисование, поделки из глины или солёного теста – всё это помогает ребёнку познавать мир и совершенствовать сенсорные навыки. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук малыша. К примеру, в процессе лепки ребёнок учится распознавать предмет на ощупь и понимать особенности взаимоотношений различных предметов в пространстве.

Влияние детских игрушек на сенсорное развитие малыша

Развивающие детские игрушки играют большую роль в развитии сенсорных способностей ребёнка. В течение первого года жизни такие игрушки знакомят малыша с окружающим миром, учат распознавать геометрические фигуры и цвета. В старшем возрасте огромное влияние на всестороннее развитие  ребёнка оказывает конструктор. Эта функциональная игрушка помогает развивать мелкую моторику рук, мышление, сообразительность и логику. Из стандартного пластмассового конструктора малыш учится создавать сложные формы, комбинировать цвета. Существует ещё магнитный конструктор, который знакомит детей со свойствами намагниченных предметов. Полезными для сенсорного развития детей дошкольного возраста будут разнообразные дидактические игры, обучающие малыша счёту и более сложным логическим задачам. Наилучшей игрой для развития зрительного восприятия будет мозаика или калейдоскоп, а вот музыкальные игрушки для детей помогут сформировать и развить слух.

Немаловажную роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге.  Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, бисеринки разных цветов, горошинки, бусины разных форм и размеров, монетки, вата, ткани разной фактуры и оттенка.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия,  поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания. Существует несколько разновидностей сенсорного восприятия, каждая из которых осваивается ребёнком последовательно, с опорой на полученный ранее опыт.  ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ 

Данные положения говорят о том, что сенсорное раз­витие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно от­стает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Игры, которые помогут развить сенсорные способности вашего ребенка:

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​ Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 

Игры с прищепками, для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Использование прищепок одного цвета - «Сделай колючки ёжику» 

 

Чередование прищепок по цвету - «Сделай лучики солнышку»

 

«Прояви творчество» - учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук. 

 

Средства: прищепки разного цвета, поднос, различные заготовки.

​​ 

 

Игры со шнуровкой

• развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

• развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

• формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

• способствуют развитию речи;

• развивают творческие способности.

 

 ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​ ​​​​