Версия для слабовидящих

«Детский сад № 395»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 395» г.Перми

ПОЧЕМУ РЕБЁНОК НЕ НАУЧИЛСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО?

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произнесении звука язык занимает определённое место. произнесите, например, звук «Ш» несколько раз подряд, почувствуйте, как язык «прижимается» к нёбу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук «Ш» начал звучать по-другому – это не его место. Попробуйте ещё раз произнести «Ш-Ш-Ш», опустив кончик языка за нижние зубы. Получится звук «С-С-С». Малейшее отклонение от правильного положения, и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребёнок ведёт поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает много замен одних звуков на другие (сяпка – шапка, заба — жаба, вапа – лапа и т.д.) По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичней, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильные положения и ошибок становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, ребёнок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой и напряжённой, механизм автоматизма движения закрепляет неверные положения. Поэтому ребёнок и в пять и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.

ПОЧЕМУ ЯЗЫК БЫВАЕТ НЕДОСТАТОЧНО ПОДВИЖНЫМ?

Причины этого явления можно условно разделить на видимые:

  • Различные врождённые или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ, деформация зубов.
  • Неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выдаётся вперёд.
  • Короткая уздечка языка (подъязычная связка). В норме её длина составляет 1,5 см. если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор (а он оказывается на коротком «поводке»). Но не спешите её подрезать! Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений она прекрасно растягивается.
  • Невидимые – как и все невидимое, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие, и он начинает говорить только после 2 – 3 лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточно чистому произношению. Невидимые причины – это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжёлые роды. Частые болезни ребёнка в раннем периоде (до 2,5 – 3 лет), инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефектное произношение).

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ?

Необходима систематическая артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щёк, уздечки. Но прежде следует уточнить, какие именно звуки неправильно произносит ваш ребёнок.

Представьте себе, что звуки живут в двухэтажном домике. Одни звуки живут на первом этаже – это значит, что язык при их произношении находится за нижними зубами, а другие на втором этаже – язык находится за верхними зубами.

Звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» живут на втором этаже и среди них самый главный звук «Ш». Это семейство шипящих звуков.  Если ребёнок не умеет правильно говорить звук «Ш», то и остальные звуки этой группы также будут нечёткими. Ваш ребёнок плохо говорит эти звуки – это значит, что язык вяло удерживается за верхними зубами и не достиг хорошей подвижности верхних движений.

На нижнем этаже живут звуки «С», «СЬ», «З», «ЗЬ»,  «Ц». Это семейство свистящих звуков. Глава семьи у них звук «С». Значит, если ребёнок нечисто произносит этот звук, то страдают и другие.

Специально подобранные артикуляционные упражнения помогут вам преодолеть эти проблемы.

Желаем Вам успехов!

Учитель – логопед : Бузмакова А.Ф.

Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте»
старший дошкольный возраст

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:

·  Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).

·         Выделение ее элементов.

·         Прослушивание стихотворения о букве.

·         Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.

·         Раскрашивание буквы.

·         Лепка буквы из пластилина, солёного теста.

·         Выкладывание из палочек, крупы.

·         Прорисовывание буквы на листке по образцу.

·         Печатание буквы.

·         Чтение слогов с изучаемой буквой.

Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем. При назывании буквы детям дошкольного возраста рекомендуется называть букву – звуком, а не алфавитным названием (не «эм», а «М»).

Игры с буквами

Мозаика

Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

Дирижер

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок

попробует сделать это самостоятельно.

Архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Узнай букву

 Узнавание и обводка букв, написанных точками.

Что неправильно

Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

Прятки

 Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

Путаница

Узнавание букв, написанных с наложением.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

Наша речь состоит из предложений.

Предложение — это законченная мысль.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Звук — это то, что мы слышим и произносим.

Буква — это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше — ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при произнесении, встречает  преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]  могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего возраста.

Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

Услышишь — хлопни

 Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель

 Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из  них (начало, середина или конец слова).

Нужное слово

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Зоркий глаз

 Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

сложи звук

Сложи слово

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] – нос.

МАДОУ «Детский сад № 395»  г. Перми

Учитель – логопед  средней группы компенсирующей направленности                                                            Хамзина И. В.

 

Практикум для родителей

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»

 

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведен­ные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.

У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.                                     

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в сво­ем развитии от нормы и характеризуется недостаточ­ной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не от­личается у этих детей от нормы. Затруднения наблю­даются при усложнении заданий (узнавание предме­тов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ пред­мета в усложненных условиях с определенными труд­ностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличи­вается при уменьшении количества информативных признаков предметов.                                                                                                       У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности в пространственной ориентации. Дети в основ­ном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности уста­навливать пространственные отношения между явлени­ями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранны­ми. Но в экспрессивной речи дети часто не находят язы­ковых средств для выражения этих отношений.

 

 

Игры для сенсорного развития детей — Как игра влияет на сенсорное развитие ребёнка

Развитие сенсорных способностей ребёнка лучше всего развивать в процессе игры. Чтобы ребёнок быстрее научился различать те или иные признаки предмета (явления), родители должны рассказывать о них в процессе игры. Наилучшим вариантом для сенсорного развития детей дошкольного возраста является детское творчество. Лепка из пластилина, рисование, поделки из глины или солёного теста – всё это помогает ребёнку познавать мир и совершенствовать сенсорные навыки. Кроме того, такие творческие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук малыша. К примеру, в процессе лепки ребёнок учится распознавать предмет на ощупь и понимать особенности взаимоотношений различных предметов в пространстве.

Влияние детских игрушек на сенсорное развитие малыша

Развивающие детские игрушки играют большую роль в развитии сенсорных способностей ребёнка. В течение первого года жизни такие игрушки знакомят малыша с окружающим миром, учат распознавать геометрические фигуры и цвета. В старшем возрасте огромное влияние на всестороннее развитие  ребёнка оказывает конструктор. Эта функциональная игрушка помогает развивать мелкую моторику рук, мышление, сообразительность и логику. Из стандартного пластмассового конструктора малыш учится создавать сложные формы, комбинировать цвета. Существует ещё магнитный конструктор, который знакомит детей со свойствами намагниченных предметов. Полезными для сенсорного развития детей дошкольного возраста будут разнообразные дидактические игры, обучающие малыша счёту и более сложным логическим задачам. Наилучшей игрой для развития зрительного восприятия будет мозаика или калейдоскоп, а вот музыкальные игрушки для детей помогут сформировать и развить слух.

Немаловажную роль в сенсорном развитии ребёнка играют и тактильные ощущения. С их помощью происходит стимуляция нервных окончаний и развитие речевого центра в головном мозге.  Для совершенствования тактильных ощущений специалисты рекомендуют с детства знакомить ребёнка с разнообразными по размерам и текстуре материалами. Это могут быть пуговицы, бисеринки разных цветов, горошинки, бусины разных форм и размеров, монетки, вата, ткани разной фактуры и оттенка.

В дошкольном возрасте необходимо постоянно проводить с ребёнком работу по укреплению сенсорного восприятия,  поскольку этот элемент оказывает огромное влияние на совершенствование воображения, речи, мышления и эстетического воспитания. Существует несколько разновидностей сенсорного восприятия, каждая из которых осваивается ребёнком последовательно, с опорой на полученный ранее опыт.                                       

Данные положения говорят о том, что сенсорное раз­витие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно от­стает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.

Игры, которые помогут развить сенсорные способности вашего ребенка:

         Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 

Игры с прищепками, для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

Использование прищепок одного цвета - «Сделай колючки ёжику» 

 

Чередование прищепок по цвету - «Сделай лучики солнышку»

 

«Прояви творчество» - учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук. 

 

Средства: прищепки разного цвета, поднос, различные заготовки.

 

 

Игры со шнуровкой

• развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

• развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

• формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

• способствуют развитию речи;

• развивают творческие способности.

 

                        

Можно сделать своими руками